Это был медвежий лес. Густой ельник с обеих сторон наваливался на узкую колею, по обочинам которой то тут, то там белел грязный снег. С обеих сторон струились, подползая и удаляясь от дороги глубокие, в человеческий рост, овраги. Из-под ног постоянно взлетали то рябчики, то вяхири, то глухари, из-за которых мы собственно и отправились в самую глухомань охотхозяйства на поиск новых глухариных токов.
Мы - это 2 охотника, во главе с руководителем охотхозяйства, видавшего виды, опытного охотоведа. Это он, когда-то давно, обходя эти места в разные времена года, заприметил этот участок, как наиболее перспективный для глухариного тока.
Во-первых, это был классический спуск-подъем сосняка из болотины в болотину; во-вторых, в этом месте неоднократно встречались сами глухари; в-третьих, в марте им были обнаружены глухариные чертежи крыльями на снегу, и в-четвертых встреченные нами недалеко от этих мест глухариные порхалища лишь подтвердили наличие тока. Оставалось его точное расположение.
Так исследуя местность, мы постепенно удалялись в глубь леса, встречая на дороге разные звериные следы и метки: вот помет лося самца, вот задиры медведя на истекающей смолой ели, вот волк одиночка, рыскает в поиске добычи, а вот свежий след медведицы и маленький медвежонок рядом.
След медвежонка
Сегодняшний след. Они шли не сворачивая, прямо по дороге, по которой пошли мы, продолжая читать медвежьи следы на земле. Здесь медвежонок отошел от матери и постоял у старого костровища, здесь потопталась на месте медведица. И тут, на очередном повороте произошла неожиданность: след медведицы исчез. Дальше шел один медвежонок.
Ничего хорошего это не предвещало. Сняв с плеча ружья, мы двинулись дальше.
Судя по всему все это время они шли впереди нас, чем и объясняются столь частые остановки медведицы. Наверняка она к нам прислушивалась. А так как мы шли за ними и не отставали, тем самым нервируя медведицу, она, либо бросила медвежонка, что маловероятно, либо сидела и ждала нас в каком-нибудь овраге, пустив медвежонка вперед, либо заходит на нас со спины.
Посовещавшись, мы решили продолжить свой путь и идти дальше. Вскоре исчез след медвежонка, а мы вышли на большой участок вырубленного леса.
Медведица так и не появилась.
А нам нужно было возвращаться, чтобы успеть поужинать и вернуться сюда вечером до темноты, на подслух.
PS Глухарь так и не прилетел. Но вот в сумерках, на моем участке (мы стояли примерно через километр друг от друга по этому лесу), в метрах в 150 от меня, кто-то большой и сильный повалил сухое дерево. Лось, наверное …