Во нашел то что искал, можно сказать все по пунктам. На всякий случай выложил сюда, мало ли кому интересно будет. ( С ганзы! )
http://talks.guns.ru/forummessage/2/76110.htmlЭти два образца оружия наиболее часто сравнивают между собой, выбирая полуавтоматическую винтовку 30 калибра. Как человек работавший в московском представительстве ИЖМАШа, я наверное должен был бы рекламировать Тигр, но во первых я там не рекламой занимался, а во вторых как бывший эксперт всегда стараюсь быть объективным.
Скажу сразу, примерно год назад сравнив всё и вся я купил Вепрь 308, правда не совсем простой комплектации.
Что же повеяло на такой выбор? Отзывы производителей о своих изделиях всегда безапелляционно восторженные. Со слов конструкторов результаты заводских испытаний всегда показывают чудеса и естественно полное превосходство над всеми на свете, причём по всем характеристикам. Не то что малейшая критика, просто технически грамотный вопрос могущий коснуться слабого места конструкции, воспринимается как личное оскорбление.
Когда новенькие винтовки выходят с завода, все они красивые и привлекательные, если конечно не иметь в виду сразу заметный брак.
Итак, о способе оценки изделия.
Первый, это теоретический. Он включает набор знаний о существующих системах, узлах и технических решениях, опыт того, как всё это обычно взаимодействует и работает. Этот опыт основан на прежнем изучении разных образцов оружия, побывавших в самых разных условиях и обстоятельствах. Отыскивая сходство в определённых узлах и технических решениях между ними, и интересующим нас образцом, можно с какой то долей уверенности предполагать, как интересующий нас образец себя поведёт.
Но это всё же теория, пусть и подкреплённая методологически. Куда как убедительнее услышать мнение человека, владевшего интересующим нас образцом, и непосредственно в течении долгого времени использовавшего его в самых разнообразных условиях. Только у этого метода тоже есть минусы. Хорошо, если человек технически грамотен. Часто владелец просто не понимает, что произошло или происходило с его оружием. Не может точно описать возникающие проблемы, иногда их не замечает или не понимает. Сбои по вине одних деталей объясняет сбоями других. Очень часто владелец бывает, не объективен в оценке своего железа, сильно его перехваливая.
Кроме того, отечественные заводы часто производят неповторимое оружие, в том смысле неповторимое, что два карабина ведут себя при эксплуатации сильно по-разному.
Итак, начну сравнения Тигра с Вепрем с первого, 'теоретического' метода.
Первое что бросается в глаза, способы изготовления. Совершенно разные!!! Ствольная коробка Тигра вырезана, из одного цельного куска стали, со всеми направляющими, перемычками пазами и что существеннее - ответными частями под боевые упоры! Как скульптура, высеченная из единого камня. Изготовление коробки таким способом вещ очень трудоёмкая, медленная и требующая больших затрат. Ведь из куска стали 80% идёт в стружку! Кроме того, этот кусок именуемый поковкой, потому поковкой и называется, что предварительно многотонные молоты обстукивают его во всех направлениях, сильно уплотняя и упрочняя структуру стали. А затем поковка проходит термообработку. Я ничего местами не перепутал, сначала поковку подкаливают, а только затем из неё фрезеруют коробку! Дело в том, что если сначала изготовить коробку, а затем начать её подкаливать, то её непредсказуемо поведёт. Наша промышленность так и не смогла при массовом производстве проводить термообработку деталей сложной формы, гарантированно избегая деформации. Вот американцы это умеют, а мы пока к сожалению нет. Так что приходится грызть калёную сталь и часто менять фрезы. Зато в итоге получается отличная ствольная коробка, с немерянной жёсткостью и прочностью. Даже для Тигра 9.3\64 её за глаза хватает.
Теперь сравним с коробкой Вепря. Штампованный лист 1.5 мм, холоднокатаный, но затем опять же до штамповки коробки подкаленный и отглаженный. По сравнению с АК или 7.62\39 сайгой запас прочности огромен. Тем более, что в самом слабом месте коробки - там где окно для магазина, по бокам спереди рёбра жёсткости, а передний вкладыш значительно массивнее. Направляющие приварены, их вертикальные поверхности в районе окна расширяются к низу, опять же для усиления окна.
Это вам не хлипкая коробка АК или Сайги 7.62\39, превышение по прочности многократное, возможно на порядок. Но дешевая. Вкладыши, в том числе передний, имеющий ответные части под боевые упоры, изготавливается даже не фрезерованием. И уж тем более не фрезерованием из поковки. Как на всех современных АКМоидах, он изготавливается литьём по выплавляемым моделям, и лишь затем его слегка подравнивает фреза и он термоупрочняется. Направляющие как я уже писал привривают, а на Тигре то они отфрезеровены как одно целое с коробкой. Затем приклёпывают заклёпками передний и задний вкладыши. Коробка готова! Да, коробка пулемёта РПК, которую унаследовал Вепрь, вещ добротная. Но и до Тигра ей как до Луны. Прочна, спору нет, но смотрится как дешевая кожаная куртка из лоскутов, рядом со стильным кожаным пальто.
Так много я рассуждал о ствольных коробках, потому, что я на них малость завёрнут. На монолитных - фрезерованных. Всегда готов заплатить за оружие с фрезерованной стальной коробкой больше, чем за такое же со штампованной.
Затвор.
Затвор у Тигра имеет площадь боевых упоров значительно больше чем у Вепря. Кроме того, они симметричнее. Особенно это касается третьего упора у Вепря, который невозможно было сделать больше, так как при перезарядке он скользит по верхнему патрону в магазине. Вообще площадь боевых упоров Тигра превосходит многие болтовые винтовки.
Но и у Вепря с этим всё в порядке. Прочность запирания его затвора значительно больше чем к примеру у винтовки Мосина. Так что с этим у них обоих всё в порядке, волноваться не о чем. Просто иногда забавно читать, как кто- то не рекомендует стрелять из Тигра патронами с латунной гильзой.
Газовые двигатели у Тигра и Вепря различны. У Тигра короткий ход поршня, за поршнем отделённый толкатель, который передаёт удар на затворную раму. Эта схема имеет свои плюсы, и минусы. К первым относятся плавный, без резких рывков ход затворной рамы, и меньшая масса затворной рамы, что теоретически положительно влияет на кучность. Так же во внутрь коробки не попадает нагар и пороховые газы, так что после стрельбы Тигр значительно меньше загрязняется, и чистка сводится к стволу и газовой камере.
К минусам можно отнести меньшую безотказность такой системы, не даром даже СВД имеет газовый переключатель, хотя своевременная чистка гарантирует от его использования.
У Вепря длинный ход поршня, который одно целое со штоком и затворной рамой. Такая система хоть и тяжелее, и сильнее дёргается при стрельбе, обеспечивает почти полную безотказность газового двигателя. Не зря АК именно такой газовый двигатель.
А вот загрязнение нагаром внутренних механизмов, здесь ещё какое! Ведь газы, пройдя по трубке, попадают прямо в ствольную коробку. Так что ругая за это американскую М-16, не стоит забывать, что все АКМоиды тоже загаживают самих себя отбрасывая пороховые газы внутрь. Только у нас зазоры между деталями значительно больше, и пороховой нагар оседая не может помешать нормальной работе оружия.
Более того, АКМоиды загаживают себя до определённой степени, а дальше напротив, давление пороховых газов сдувает с деталей как излишний нагар, так и постороннюю грязь. Такое вот самоочищение. Кстати евреи на Галиле специально сделали в поршне продольные канавки, что бы газы эффективнее выдували песок, оседающий в условиях пустыни.
Ударно - спусковой механизм.
У Тигра он сделан отдельным, съёмным блоком, что удобнее при обслуживании. Характер спуска у Тигра безусловно лучше подходит для точной стрельбы. Короткий, почти всегда без провалов. В общем как на взрослой винтовке.
У Вепря характер спуска сильно меняется от экземпляра к экземпляру. Спуск там часто нужно доводить, иногда он просто ужасен. Зато УСМ Вепря, просто образец простоты! Я бы даже сказал примитивизма в хорошем смысле слова. Кроме того, детали очень крупные и производят впечатление крайней надёжности. Увы, на одной партии Вепрей спусковой крючок с шепталом были изготовлены из слишком мягкой стали. При долгой эксплуатации там возникал забой, и при нажатии на спусковой крючок, курок, соскользнув с одного шептала, вставал на другое! Но лечилось это крайне просто, забой просто спиливался надфилем. Когда всё такое простое и крупное, причину проблемы найти легко.
Ствол.
Описываю специально последним, что бы на закуску.
У Тигра ствол электроэрозионный. Процесс долгий и муторный, и как я сейчас окончательно убедился, лучше бы его и не было. Берётся заготовка, уже закаленная (а то поведёт) и в ней проделывается канал. Затем его доводят до идеальной гладкости, а следующий электрод в жидкости формирует нарезы, 'выедая' электроэрозией лишний металл полей. Что даёт такая технология? Отсутствие всяких напряжений в металле. Идеальную гладкость, чистоту и размеры, если конечно соблюдать технологию. Твердость, полученную предварительной закалкой, при которой уже не возможно формировать нарезы механическим способом.
Затем наносят хром. На СВД хром ещё и полируют! На Тиграх хром полируют через раз. Впрочем на результате это вообще не сказывается.
На Вепрях всё значительно проще. Ствол холоднокованый. У американцев такие стволы сейчас проходят криогенную обработку для снятия внутренних напряжений. На Молоте естественно нет. У нас вообще этого не делают. Хорошо, если откованный ствол после изготовления просто отлежится пару дней, прежде чем его в натяг вставят в коробку, и наденут мушки и газоотводные камеры. Удивительно, но даже простое отлёживание способно значительно стабилизировать напряжение в металле. Кстати именно напряжениями объясняются случаи, когда некий Вепрь, несмотря на идеальный ствол, не может собрать кучу. Две дырки рядом, а третья вообще далеко. Хром наносят два раза последовательно, по несколько иной технологии чем у Тигров. Как результат, его поверхность более грубая, и геометрия ствола хуже, зато толщина хрома и прочность его слоя выше, чем у Тигров. В общем как делал Молот долговечные стволы для пулемётов, так и делает. И это хорошо.
Собственно теории конец, дальше начинается суровая правда жизни.
А она показывает, что с точки зрения потребителя, Тигр не имеет каких то фундаментальных преимуществ над Вепрем. Более того, кое в чем уступает.
Бывают Тигры с феноменальной кучностью, порядка 30 мм на триста метров, но если честно, это крайне большая редкость, и до вас господа, она вряд ли дойдёт. Из практических преимуществ более реальных Тигров, отмечу лучшую в среднем кучность, по сравнению с Вепрем. Но это подчёркиваю в среднем. У Тигра лучше спуск, из него проще попадать, хотя это наверное тоже кому как. Баланс, ну это совсем дело индивидуальное. Есть ещё затворная задержка, опция очень полезная и удобная. Тигр удобнее и проще чистить. Зато Вепрь к примеру можно не чистить совсем. Что до их долговечности и ресурса, тут всё просто. Сейчас объясню. Тигр естественно имеет большую ремонтопригодность. Даже неподвижный его отражатель, убить который невозможно в принципе, тем не менее сделан съёмным, и его можно заменить. Но такого просто не бывает. Первое и практически единственное, что летит на Тигре, это ствол. А летит он куда как быстрее чем на Вепре! Вся эта электромудия на практике и иногда и после 400 выстрелов имеет повреждения хрома. Ресурс до потери кучности не более чем на 15 % тех заданием определён в 5000 выстрелов. Но очень часто хром начинает сыпаться куда как раньше. Иногда это не сказывается на кучке, иногда сказывается. Стрелять то он будет, но.: Но согласитесь, после описания того, как Тигр изготовляется, от него можно было бы ждать и большего! Это уже не то. Так же обидно, как растить сына, вкладывая в него самое лучшее, отдавая ему всё, а он вырос, и педиком стал. Вроде он ваш сын, но разве вы этого хотели, и этому учили?
Случаев, когда на Вепре хром сыпется так рано, я не знаю. Может так и бывает, но мне это не известно. Техзадание у них до потери кучности более чем на 20 % сейчас около 7000 выстрелов. Ну а если он посыплется раньше, не так обидно. Вепрь, это ведь оружие без претензий на некую эксклюзивность. Прост, сделан как пулемёт- хоть и добротно, но по дешёвым технологиям - штамповка, сварка, литьё и ковка. Никаких изысков.
При настреле, когда износ ствола Вепря станет действительно неприемлемым, мне и в голову не придет отправлять его на перестволку на Молот. Дело даже не в том, что капитальный ремонт такого оружия просто не предполагался при его создании, хотя на практике он возможен и осуществляется. Дело в том, что при существующей цене, проще сдать его в утиль и новый купить.
Стоимость перестволки Тигра на ИЖМАШе, равна стоимости целого нового Вепря! Но Тигр не сдашь в утиль, это этакий Роллс-Ройс советской эпохи, вернее роскошная чёрная Волга, в 82 году. Иномарки замете в этом мире не существуют. Как же такую машину бросить?!
Ну это я такой любитель старых Волг и фрезерованных коробок, так что Тигра наверное куплю тоже. Из любви к искусству. Они с Вепрем у меня прекрасно уживутся.
Большинству потребителей глубоко безлично, каким способом изготовлена та, или иная деталь оружия, какие чудо - технологии при этом применялись, и даже вообще - как эта штуковина работает. Особо безразлично, если при разнице цены 2 - 3 раза, потребительские характеристики мало различимы. Ну а если у более дорогого изделия они в хоть чём- то хуже:
Пару недель назад у меня накрылась компьютерная мышь. Пискнула и сдохла. Я пошёл искать другую. Зашёл в магазин 'МИР', там были и по 150 рублей и по 100 долларов. Я даже удивился как их много. Так как я ничего в этом не понимаю, я позвал мальчика - консультанта, и он с горящими глазами стал рассказывать какие бывают мыши, и чем они различаются. Лазерные, оптические, и ещё невесть какие. Наверное о мышах он знает гораздо больше чем я об оружии, но я не любитель компьютерных мышей. Поэтому взял ту, что за 150 рублей. Просто он смог объяснить мне, что все они могут примерно одно и то же, срок их службы велик, а все остальные подробности я даже не запомнил. Но даже если бы он показал мне некую чудо - мышь, и сказал, допустим что её начинку изготавливают специально в космической невесомости, все контакты и провода золотые, подвижные части из углеродных нанотрубок, а корпус из слоновой кости, меня бы это не впечатлило.
Придя домой, я обнаружил посреди купленной мыши, между левой и правой кнопками колёсико. Им можно прокручивать текст. Я остался им очень доволен, так как на прежней мышке такого не было.