Вполне вероятно, что через год-полтора кировским охотникам придется «сложить оружие». В свете грядуших перемен, ожидающих охотхозяйства, большая часть богатых дичью областных охотугодий может попасть в пользование «людей с деньгами», и те, естественно, не преминут упрятать свою собственность под «замок».
Попали в ловушку
Вятские охотугодия могут отойти федералам
Федеральный закон, регмементирующий деятельность охотхохяйств, был принят в июле 2009 года. Большая часть его пунктов вступает в силу уже в апреле 2010 года.
В частности, в ряде поправок в закон речь идет о том, чтобы упразднить именные разовые и долгосрочные лицензии на пользование охотугодиями (вместо этого территории будут предоставляться арендаторам через аукционы), а также ввести плату за аренду земель. Кроме того, планируется увеличить долю общедоступных охотугодий.
Если сейчас совокупная площадь охотугодий области составляет 11,7 млн га, 85% из которых принадлежит индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам и только 15% является зоной общего пользования, то с апреля последний показатель должен вырасти минимум до 20%.
Вот приедет барин...
Однако, местные охотпользователи ждут перемен в областном охотхозяйстве с тревожной обреченностью. Например, аукционную систему распределения участков.
- На протяжении десяти лет мы вкладываем деньги в содержание и развитие своей территории, строим подкормочные базы для животных, делаем лесопросеки, в начале 90-х увеличили поголовье тетеревов, завезли кабанов, в общем делаем все, чтобы обеспечить хорошие условия охоты на законых основаниях. При этом работаем на полной самоокупаемости и на грани рентабельности, строим все на свои, а не на государственные деньги. А когда истечет срок договора, то кто-то другой — тот, кто предложит большую сумму, — получит право пользоваться наработанными нами благами? - возмущается абсурдностью ситуации Сергей Кухно, руководитель «Кировского городского общества охотников и рыболовов». - Естественно, в первую очередь с молотка уйдут «лакомые кусочки», где сегодня проводится активная работа по увеличению поголовья дичи, обустойству территориии, прикорму животных. Получается так: мы постарались, а потом придется «чужой дядя» и перешибет все рублем.
Такого же мнения придерживается Алексей Попов, предприниматель, арендатор охотугодий (площадью 20 тыс. га) в Орловском раойне Кировской области.
- Если аукцион будет проводиться без приоритетного права сегодняшнего пользователя, то это совершенно нелогично, - говорит он. - Есть долгосрочные вложения, которые должны окупиться. А так — непонятно для чего сейчас вкладывадать усилия и ресурсы, если все потом достанется другому собственнику.
Хотя такой исход событий более, чем вероятен. Откуда у местных пользователей (если не брать в рассчет предпринимателей, которым угодья больше нужны для статусности, чем для прямого получения прибыли) большие деньги, чтобы противостоять заезжим олигархам?
- Скорее всего, придут москвичи с деньгами, которым наплевать на нужды Вятки и которые будут использовать угодья в своих целях. Это приведет к окончательному развалу охотхозяйства, которое и сегодня уже находится в разрухе. Коснется и местных охотников: отстрел крупной дичи в «барских угодьях» им вряд ли кто-то позволит вести. Останется только ходить на рябчиков, - строят безрадостные прогнозы специалисты.
«Дойные» угодия?
Тот факт, что государство планирует получать доход с площадей, установив арендную плату, тоже не вызывает у руководителей охотхозяйств радости. Что, впрочем, логично.
- Начнем с того, что неизвестно, какая плата будет за пользование угодиями и кто будет принимать это решение, - говорят они. - Сейчас звучит цифра в 50 рублей с гектара, но это неподъемная сумма. Например, за угодия площадью в 50 тыс. га придется заплатить 2,5 млн рублей, что составляет примерно 4 годовых бюджета хозяйства!
При этом стоит учесть, что доходы организаций, арендующих охотугодия, состоят в основном из членских взносов (350 рублей с человека, не считая льготных категорий граждан), продажи путевок на охоту и небольшой маржи от въездного охотничьего туризма. А затраты на содержание, развитие и обустройство территории — поддержание численности животных, засев полей, строительство дорог и просек, охрану, содержание штата специалистов (на каждые 15 га угодий должен быть отдельный егерь со своим транспортом) — достаточно высоки.
- Если кто-то думает, что на охоте можно заработать большие деньги, то он глубоко заблуждается, - говорит Сергей Кухно. - Мы едва балансируем на грани рентабельности и даже своим сотрудникам вынуждены платить мизерные зарплаты. Например, егерь у нас получает зарплату в размере МРОТ! И тем не менее, люди стараются, тратят силы и время на то, чтобы сделать угодия удобными для охоты. В это случае хочется ожидать поддержки со стороны власти, а не попытки выжать оставшиеся средства.
- Охотхозяйство нельзя отнести к бизнесу в чистом виде, - поддерживает это мнение Юрий Бартев, главный охотовед «Кировского областного общества охотников и рыболовов». - Да, формально это называется «предпринимательская деятельность», но она не окупает себя. Что касается частных предпринимателей, имеющих своих охотугодья, то они напрямую с этого денег тоже не получают. Занимаются этим дополнительно, используют охотхозяйство как инструмент для эффективного ведения основного бизнеса: приехали с нужными людьми, поохотились, отдохнули — решили вопрос. Это ни для кого не секрет.
Круговорот рублей в природе
Все вокруг колхозное, все вокруг ничье
Непонятно руководителям охотхозяйств и желание государства перевести часть угодий, арендуемых сегодня частными и юридическими организациями, в «общественную собственность».
- Общее — значит, ничье? Земля без хозяина будет не столь продуктивной, - сетуют охотпользователи. - Ведь и сегодня общедоступные угодия — это самые малоценные территории, за которыми никто не следит, где практически нет дичи. А что изменится, если их количество возрастет?
Ситуация парадоксальная: зачем увеличить сборы в государственную казну с угодий, арендуемых частными пользователями, чтобы потом вкладывать эти же средства... в содержание общедоступных угодий? Для чего нарушать хорошо отлаженные процессы, которые складывались десятилетиями, и вместо этого строить что-то «зыбкое» и непонятное?
- Не знаю, зачем государству разорять охотпользователей, но раз закон вышел, значит от этого кому-то есть польза, только не государству, - говорит один из руководителей крупных охотхозяйств региона. - Если сейчас в Кировской области за охотпользователями закреплено 85% охотугодий, где они за свой счет ведут необходимые воспроизводственные и охранные работы, потом это бремя ляжет на госбюджет, итак еле сводящий концы с концами. В результате расходы, что вероятнее всего, переложит на плечи рядовых охотников.
Ответ напрашивается сам: это нужно не государству, а отдельно взятым личностям, у которых есть возможность маневрировать законодательной базой в своих интересах?
Кстати, с поправками в закон не согласны и «аксакалы» охотничьего дела — специалисты Кировского ВНИОЗа. Они даже вышли с предложением своего варианта законопропекта, но услышаны не были.
эксперт
Свою точку зрения на перемены, которые ждут охотхозяйство, высказал Александр Гайдар, руководитель ОАО «Кировохота», которая является одной из крупнейших организаций-охотпользователей региона.
- Александр Алексеевич, как вы оцениваете новый закон — ту его часть, где речь идет о плате за пользование охотничьими угодьями?
- Вопрос болезненный как для охотпользователей, и для охотников. У первых к многичесленны тратам, которые есть сейчас, добавится еще одна немалая статья расходов. Даже если плата за 1 га составит 10 копеек, то нам, например, придется за территорию размером в 1,5 млн га (17 охотхозяйств на территории области, где трудится более 80 человек) заплатить 150 тысяч в год. А если плата составит 50 рублей за га, как предлагают некоторые московские «горячие головы»? Где мы возьмем 75 млн рублей, если у нас весь ежегодный оборот составляет 5 млн рублей? Если не выше 10 копеек за га, мы еще выживем, затянув пояса и скрепя сердце. Если плата будет больше, то заколачиваем двери и все на биржу труда. По крайней мере районным обществам охотников однозначно придется ликвидироваться.
Что касается охотников, то для них с отменой членских охотничьих билетов может вырасти стоимость лицензий на охоту. К тому же, частные пользователи вообще могут сильно ограничить для них охоту на своих угодьях. Останутся «общественные площади»: с бесплатными путевками и небогатыми дичью угодиями.
- Можно ли повысить рентабельность самих охотхозяйств, чтобы они начали приносить ощутимую прибыль? Например, привлекая на охоту иностранных туристов?
- Очень сложно. Для того, чтобы зарабатывать на въездном туризме, нужно иметь соотвествующее свидетельство и быть включенными в реестр тур-операторов. Мы приглашаем иностранцев, но платим за это как минимум 100 тысяч рублей в год страховым компаниям. А еще же нужно обеспечить соотвествующий уровень сервиса, базы построить, обеспечить высокое поголовье дичи. Казалось бы, должно быть наоборот: люди едут, везут валюту и оставляют ее в нашем регионе, мы этому способствуем, поэтому нужно вводить более льготные законы для охотхозяйств. Но нет, мы кругом должны! И так работаем на грани рентабельности, а сейчас государство решило ввести еще и плату за охотугодия. Логично, что после таких изменений выживут только те, у кого есть несколько десятков лишних миллионов рублей, остальные выпадут из «обоймы».