Вступивший в силу Федеральный закон от 21.07.2014 N 227 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием законодательства об обороте оружия» не только ввел изменения в оборот оружия на территории РФ, но и изменил сложившуюся модель поведения охотников, регулируя их состояние при ношении и транспортировке оружия непосредственно во время охоты, по пути следования с оружием к месту охоты и домой.
Это положение со временем изменит качественную составляющую общества охотников, производящих охоту на территории Российской Федерации. Рассматриваемый закон содержит в себе положения, которые способствуют становлению новой культуры проведения охоты и дают импульс к развитию инфраструктуры охотничьего туризма.
Согласно последним изменениям, внесенным в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, статья 20.8 дополнена пунктом 4.1. следующего содержания: «Ношение огнестрельного оружия лицом, находящимся в состоянии опьянения, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2000 до 5000 рублей с конфискацией оружия и патронов к нему или без таковой либо лишение права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия на срок от 1 года до 2 лет с конфискацией оружия и патронов к нему или без таковой».
Проводя доктринальное толкование указанной статьи применительно к отношениям, складывающимся в сфере охоты и охотничьего хозяйства, определим юридически значимый факт, который является основанием для ее применения. В качестве такового выступает состояние опьянения охотника, осуществляющего ношение гражданского огнестрельного нарезного или гладкоствольного оружия. Закон не устанавливает требования к состоянию оружия при его ношении или к способу его ношения (транспортировки).
В этой связи не важно, разобрано оно или снаряжено, зачехлено или расчехлено, находится в руках охотника или в багажнике его автомобиля. Закон устанавливает лишь одно требование: лицо, осуществляющее ношение оружия, должно находиться в трезвом состоянии, в противном случае наступят неблагоприятные последствия, предусмотренные санкцией рассматриваемой статьи.
Ранее на уровне подзаконных актов устанавливалось требование, согласно которому охотник нес административную ответственность за участие в охоте или нахождение с собранным оружием в состоянии алкогольного опьянения. Региональные Правила охоты лишь дублировали данное положение. При этом охотник мог, зачехлив оружие, развести костер, приготовить в коллективе шурпу или шулюм, употребить «100 грамм» и ехать со спокойной душой домой. В настоящее время употребление «100 грамм» охотником, который имеет при себе огнестрельное оружие, будет подпадать под квалификацию статьи 20.8 КоАП РФ.
Анализируя указанную статью с учетом традиций, сложившихся в охотничьих коллективах, можно с уверенностью сказать: всенепременно найдутся люди, думающие, что суровость российского законодательства смягчится необязательностью его исполнения. Но… Duralex, sedlex — Суров закон, но это закон. И его следует неукоснительно соблюдать. Пути назад нет.
Да, принципиальность при исполнении должностных обязанностей порой воспринимается как дурость или самодурство. «Как же так? — возмутятся многие. — Не выпить на кровях или перед открытием охоты и уж тем более после зорьки у костра, положив оружие в машину или палатку?!» А между тем государственный или производственный охотинспектор, обратив внимание на состояние опьянения охотников, обязан поставить в известность сотрудников полиции.
Последние, руководствуясь ст.ст. 20.8 и 23.3 КоАП РФ, обязаны составить административный материал в отношении лиц, осуществляющих ношение оружия в состоянии опьянения, и передать материалы на рассмотрение в суд. Более того, сотрудники ДПС и ГИБДД, остановив транспортное средство с вооруженными огнестрельным оружием охотниками, следующими домой в состоянии опьянения, также обязаны, руководствуясь новым законом, «прервать праздник» и возбудить административное производство.
Законодатель внесением рассматриваемых изменений способствовал развитию цивилизованных (трезвых) отношений в сфере производства охоты и развитию рынка услуг, сопутствующих охотничьему хозяйству.
Нельзя отнимать главное качество охоты — единение с природой с самого выезда или начала охотничьего тура и до их завершения. Охотпользователям необходимо погружать охотника в среду отдыха на природе с того самого момента, как он переступил порог охотничьего хозяйства и приобрел путевку на оказание услуг. Именно в этом случае ведение охотничьего хозяйства будет выполнять и социальную, и рекреационную, и экономическую функции.
Получается, приехал на охотничью базу - оружие в сейф и за стол, где и 100 грамм можно. И только так!
В ответ на указанные изменения охотничье сообщество почему-то промолчало. Возникает резонный вопрос: почему данный закон, пройдя все этапы официального согласования, что отражено в паспорте проекта, не стал предметом исследования профильных общественных организаций?
Так, например, в интервью «Российской охотничьей газете» накануне принятия закона координатор общественной организации «Право на оружие» Мария Бутина не дала ему никакой оценки. Лишь в колонке оружейного редактора «РОГ» недавно были высказаны первые негативные отклики об уже принятом законе.
Рассматриваемый социальный и экономический эффект принятого закона разработчиками не предполагался, но закон фактически стал таким же системообразующим, как и закон «Об охоте…», положив начало формированию новой поведенческой модели охотников в Российской Федерации.
Дмитрий Бугаев