Статья Лосева из последнего номера журнала ОиР.
Охота на гусей.
В свете последних дискуссий, выделил в ней тему эл.манков.
У нас в России наибольшее предпочтение отдается весенней охоте на гусей. Дело в том, что весной пик охоты приходится на открытие. Не потревоженный и не пуганный до первого дня охоты гусь накапливается на своих излюбленных местах и по утрам регулярно возвращается с воды на одни и те же кормовые поля, где его и ждут охотники. К тому же погода в середине апреля – мае уже довольно теплая и можно расположиться в засаде достаточно комфортно.
Осенью же пролет гуся выпадает на октябрь, как правило, богатый дождями и ночными заморозками. Утиная и заячья охоты в самом разгаре, и в полях полно праздношатающихся стрелков, мешающих гусям устроиться надолго. Мне приходилось довольно удачно охотиться весной на гусей в Московской, Тверской, Ярославской, Рязанской, Вологодской и других областях. Большинство же охотников в Европе, Америке и Канаде весеннюю охоту не практикуют, да им и нужды нет. Практически всю осень и зиму огромные массы гусей покрывают поля американского континента. Пролет птиц, уходящих на зимовку, проходит через страны, имеющие выход на Балтийское и Каспийское моря. В средней полосе России охота на гуся носит случайный характер, поэтому рассмотрим наиболее добычливую и популярную весеннюю стрельбу гусей из укрытий.
Если вы приехали в хозяйство с подготовленной охотой, то все что вам нужно – уметь маскироваться, манить и стрелять. Все остальное: поиск гусиных присад, устройство скрадка, расстановка чучел или профилей, доставка к месту охоты – должно ложиться на плечи принимающей стороны. Но знать, как правильно осуществляются все этапы охоты на гусей, вам необходимо, чтобы требовать за свои деньги грамотного обслуживания.
Если же вы выехали на охоту «дикарем», к примеру, в Вологодскую область или Калмыкию, где вам просто ткнут пальцем в направлении полей, являющихся угодьями, то готовить охоту придется самим. Для начала необходимо найти среди этих полей кормовые, на которые гуси вылетают жировать после ночлега на воде. Делают они это с рассветом и во второй половине дня, в охотничий сезон около 17 часов. Если удастся наладить контакт, то неоценимую помощь в ваших поисках окажут аборигены, которых необходимо чем-то заинтересовать.
Опросив местных жителей и охотников, первый день посвятите разведке. Ей можно уделить все светлое время суток. Садитесь в машину, желательно во внедорожник, и колесите по дорогам, ведущим через поля или вокруг них, и осматривайте их в бинокль. Иногда удается заметить в небе стаю, идущую на посадку. Остановитесь на безопасном расстоянии от нее (так, чтобы не спугнуть) и некоторое время наблюдайте, происходит ли подлет новых птиц. Если таковой происходит, то считайте, что вам крупно повезло. Запомните ориентиры и направление подъезда к месту скопления гусей и отправляйтесь на дальнейшие поиски. При удаче обнаружите несколько кормовых мест дневки. Дождавшись, когда с темнотой гуси уйдут на воду, устройте в предполагаемом месте сидки птиц (определяется по помету, следам лап на влажной почве и перьям) скрадок или, если позволит не слишком увлажненная почва, выройте яму где-нибудь на бугре так, чтобы было удобно стрелять, сидя лицом по ветру.
Одной из важнейших составляющих успешной охоты является правильная расстановка чучел (профилей). Расстановка производится с учетом того, что гуси всегда заходят на посадку против ветра. Чучела ставятся под разными углами, но с общим направлением – носами на ветер. Успех охоты прямо пропорционален количеству обманок, т.е. чем больше, тем лучше. С рассветом занимайте место и ждите прилета. Еще в сумерках появится разведка, состоящая из 1–5 гусей. Не задумываясь, стреляйте по ней. За 27 лет охоты на гусей я убедился, что стрельба по «пластунам», во-первых, нисколько не влияет на подлет основной птицы, во-вторых, избавит вас от одной неприятности, могущей испортить всю охоту. Дело в том, что непотревоженная первая группа гусей в сумерках может не заметить ваши приманки и сесть в стороне от засидки охотников. Живые гуси, будучи более привлекательными для вновь прибывающих партий, чем искусственные собратья, будут «впитывать» в себя все последующие подлеты. Я с такими вещами уже сталкивался. В этом случае у вас есть только два пути – прогнать конкурентов любыми доступными способами (ракета, сигнальный патрон, выстрелы пулей) или же признать свое поражение и перенести охоту на следующий день. Если есть возможность и время, то второй вариант предпочтительней. Спугнутые гуси на следующий день почти наверняка не вернутся на это поле.
Не рекомендуется стрелять головную птицу из налетевшего табуна. Во-первых, она самая крепкая на рану и ее трудно взять наповал на предельной дистанции, а во-вторых, негоже оставлять стаю без вожака.
Отстреляв и убедившись в том, что на горизонте нет подлетающих птиц (но только после этого), соберите битых гусей и усадите их на манер дополнительных чучел, воткнув носами в землю или подставив под голову деревянную рогульку. Это значительно увеличит ваши шансы.
Случалось мне стрелять гусей ночью при свете луны. Гуси иногда, по одним им ведомым причинам, совершают свои перелеты в темноте. Летят они низко, так же, как и в тумане, и главная трудность – определить расстояние до цели. Вся хитрость состоит в том, что если ты видишь птицу, значит, она на расстоянии выстрела и можно бить. От охотника требуется большая сноровка, поскольку птица, летящая на сорока метрах, появляется в зоне видимости всего на секунду. Идущая ниже и ближе – естественно, на более долгое время, но тоже не дает расслабиться.
Главное, что, на мой взгляд, обеспечивает успех гусиной охоты, – это скрупулезное выполнение всех временных и подготовительных аспектов охоты. На этой охоте мелочей не бывает. Одна стопроцентно подготовленная охота в Московской области была испорчена несерьезным отношением. На мое предложение занять приготовленные скрадки приглашенные охотники продолжали бродить по полю, перетаскивая из машины вещи, без которых вполне можно было обойтись. Время было упущено, и первая же стайка, «срисовав» их, опустилась на соседнее поле метрах в трехстах от засады. По меньшей мере, еще три-четыре табунка (для Московской области это очень много), сделав круг, опустились к ним, а мы все остались без выстрела. На другой охоте не обратили внимание на то, что самодельные профиля одной стороной бликуют на солнце. Как на беду, погода была солнечная, и довольно многочисленные гусиные табуны сворачивали, не доходя до охотников. А всего-то надо было повернуть все профиля матовой стороной к солнцу или затемнить их грязью.
На охоте в прошлом сезоне мы, трое опытных гусятников, допустили довольно серьезную оплошность. Решив объединить все наши профиля и чучела в одну стаю, мы получили очень солидную приманку, примерно в сотню голов. И все бы хорошо, но разместились мы на редкость неудачно. С маскировкой все обстояло хорошо, поскольку болотина, где предполагалась охота, была покрыта редкими невысокими кустами. Вырубив середину у трех кустиков и присыпав их сухой, собранной тут же травой, мы получили три отличнейших укрытия. Но вот расположены они были довольно далеко друг от друга и от центра стаи обманок. В результате осторожные гуси (охота проходила в конце сезона, и птица была настреляна) заходили на чучела довольно высоко и снижались только непосредственно над ними. Над скрадками же гуси делали круг на дистанции предельного выстрела. К тому же обстреливать птиц мог только один охотник. Если бы скрадки стояли в середине обманной стаи, то стрельбу вели бы все охотники и практически в упор. Кроме того, место для охоты было выбрано слишком близко от реки и подранок, перетянувший ее, был для охотников потерян.
Американские охотники подходят к подготовке гусиной охоты гораздо серьезнее. Вот как это происходит. Как правило, охоту готовит фермер, хозяин земельного участка, где должна состояться охота, и затем приглашает друзей. В проведении глубинной разведки особой нужды нет, поскольку хозяин прекрасно знает свои угодья и достаточно лишь уточнить места наибольшего скопления гусиных стай. На хозяйском джипе объезжаются поля и с помощью бинокля намечается место для охоты; что примечательно, только одно, поскольку все охотники будут находиться рядом. Охотников совершенно не смущает местонахождение присады. Рядом могут находиться хозяйственные постройки, коровники, загоны для скота, может и пастись сам скот. Эти в других случаях осторожные птицы их совершенно не боятся. Кстати, это касается и наших, российских, гусей. Мне приходилось стрелять белолобого гуся в ста метрах от молочной фермы.
Итак, место определено, и теперь необходимо дождаться темноты, чтобы выставить чучела и профиля. В отличие от большинства наших охотников американцы не роют ямы, не строят шалаши и другие стационарные сооружения, обеспечивающие маскировку стрелка. В специализированных магазинах продаются переносные скрадки, очень удобные для долгого пребывания в них охотника и для стрельбы. Такой скрадок имеет две почти полностью скрывающие стрелка створки, которые быстро откидываются в нужный момент для проведения стрельбы. Установка и маскировка таких скрадков – дело нескольких минут, что очень экономит время. Плюсом также является их мобильность и малая масса – скрадки легко перенести на другое место. Думаю, что наших охотников со средствами они должны заинтересовать. Можно изготовить такой скрадок и самому. Он напоминает свободный спальный мешок защитного цвета, открывающийся как коробка с разрезанной серединой крышки. Створки закрывают охотника до шеи и маскируют ружье.
Первый этап подготовки засады – определение направления ветра. Поскольку на этом строится весь комплекс подготовительных работ и ошибка может привести к провалу, то американцы не просто поднимают вверх облизанный палец, а запрашивают метеоцентр и составляют графики преимущественных направлений ветров.
Определившись с ветром, приступают к обустройству мест для охотников и расстановке обманок. В классической американской охоте на гусей принимают участие семь человек. Соответственно, устанавливаются и маскируются семь скрадков в один ряд, так, чтобы все стрелки полулежали на спине лицом по ветру, поскольку гуси заходят на посадку строго против ветра. Общее количество выставляемых обманок обычно превосходит 240 голов. Чучела и профиля выставляются дозами; одна доза – 12 штук. Итак, на поле вокруг засидок высаживают 12 доз профилей канадской казарки, три дозы белолобого гуся, 40 штук полнокорпусных чучел канадской казары и две дозы полукорпусных белых гусей. Итого: 244 штуки. Почему именно столько и таких, не знаю, но, очевидно, это наработки многолетних наблюдений.
Охотясь исключительно на белого гуся, который в некоторых северных штатах преобладает, американцы в качестве приманок иногда выставляют полторы сотни белых пакетов. Как ни странно, но это срабатывает. В нашей стране охота на белого гуся запрещена, так же как на всех казарок и гуся-пискульку.
Те, кто имеет, высаживают живых гусей, которых специально разводят для охоты, разумеется, предварительно привязав веревкой. Их получают, подкладывая яйца дикарей под домашних гусей. Я знаю, что и у нас, в некоторых частных охотничьих хозяйствах, занимаются разведением таких гусей, которых называют манными.
Основным объектом охоты американцев и канадцев являются канадская казарка и белый гусь, которые к нам ни под каким видом не залетают, поэтому и в высаженной стае они преобладают. Однако и наш белолобый нередко становится добычей американцев. Вопиющая несправедливость. Вы не находите? На самом же деле расцветка приманок – понятие относительное. В Германии я сажал специально раскрашенные под «канаду» профиля, а на них налетали любые гуси. И наоборот – канадскую казарку привлекали профиля белолобого гуся. Желательно, чтобы размер чучела был в полтора раза крупнее натурального собрата. Это касается как гусиных чучел, так и любых других (утиных, голубиных, тетеревиных).
Профиля и чучела ставятся носами против ветра, подковой, в середине основания которой располагается засада из охотников. Пустое пространство в середине подковы как бы предлагает налетающим гусям место для посадки, что удобно для стрельбы со всех семи позиций.
Перед рассветом охотники занимают свои места и ждут прилета гусей. Сама охота происходит следующим образом. Семь стрелков, полулежа в скрадках, закрывшись створками, наблюдают за подлетом птиц и ждут команды старшего (обычно хозяина, устраивающего охоту). Когда старший охотник сочтет, что наступил нужный момент, он выкрикивает громкую команду, и по этому сигналу, но ни в коем случае раньше, охотники отбрасывают створки скрадков, привстают и каждый стреляет в ближайшую к нему птицу. Поскольку все вооружены либо полуавтоматами, либо помповиками, то стрельбы много, накладки происходят сплошь и рядом (многие бьют в одного и того же гуся), но, наверное, им весело.
Одна очень важная деталь – в момент подлета гусиной стаи, а такое количество обманок способно подманить любой табун, все семь охотников манят механическими манками, и об этом надо рассказать подробнее. Как вы знаете (а может, и не знаете), нигде в мире не охотятся с электронными манками. Только у нас в стране на это прикрывают глаза, в других же странах запрет очень строг. В Америке, например, проводятся даже чемпионаты мира по манке гусей. Специалисты добиваются таких поразительных результатов, которые и не снились обладателям электронных манков. Один из чемпионов мира Шон Мен является владельцем фирмы, производящей деревянные и пластиковые манки. Кстати, голоса, записанные на электронные манки, это вовсе не голоса живых птиц, как казалось бы, а их имитация, производимая этими самыми охотниками-чемпионами. Так что, включив электронный манок, вы, скорее всего, услышите голос не белолобого гуся, а того же Шона Мена. Удивлены? Но это факт. Однако раз это умеют делать американцы, то почему бы не научиться нам? Это будет и более спортивно и интересно. К примеру, мой друг Александр Красовский потратил три года на обучение этому искусству. Просматривал видеофильмы, на охоте слушал диких гусей и во время деловых поездок в Америку перенимал опыт у профессионалов. Зато теперь на охоте он может посадить налетающий табунок гусей. Правда, должен заметить, что фирменные манки ручной работы стоят недешево, некоторые превосходят по цене электронные. Но не думаю, что это остановит настоящих охотников.
Что касается фирм, выпускающих качественные манки ручной работы, то их очень много. Так, 32 фирмы из Америки и Канады принимали участие в ежегодной выставке манков, из которых не все подходят для нашей охоты. Только некоторые фирмы выпускают манки, имитирующие серого гуся, гуменника и белолобого.
Кстати, охотники, манящие сами, не издают таких истошных заливистых петушиных криков, которые воспроизводят электронные манки, имитирующие гусиный базар. Звуки, издаваемые ими, напоминают негромкие переговоры кучки домашних гусей, бредущих по сельской улице. Слышится непрерывное «га-га-га-га», как бы себе под нос. Громкими переливами можно попытаться подвернуть далеко идущую стаю, но при ее приближении форсировать голоса не следует.
Оружие американцы применяют многозарядное, но отнюдь не дальнобойное. В ружьях с резким и кучным боем совсем нет нужды. Мастерство манщиков, качество и количество обманок таковы, что позволяют подманить гусей буквально на несколько метров, а то и посадить их рядом. Так что для такой охоты скорее важна маневренность, скорострельность, ровная осыпь дробового снопа, ну и конечно же, мастерство самого стрелка. Дробь применяется не крупная, я думаю, не больше 3,5 мм (№3).
Так что же мы, глядя со своей колокольни, можем перенять у американцев для нашей охоты, а что нам никоим образом не подойдет? Прежде всего, я думаю, нет смысла собираться охотникам в такую кучу. Каждому охотнику хочется сделать красивый, осознанный выстрел, а то и многоплет, а при заполошной стрельбе множества стволов никакое искусство не возможно. Оптимальный вариант, на мой взгляд, – два стрелка в одной засаде. При таком раскладе не так скучно сидеть, глядя в пустое небо, и больше шансов не прозевать молчаливый налет.
Перенять, конечно же, нужно искусство манки, а также тщательный камуфляж. Неплохо было бы разжиться такими же, как у них, переносными скрадками с откидывающимися створками. Что касается камуфляжа, то, в первую очередь, необходимо обратить внимание на маскировку лица охотника. Не секрет, что прекрасно замаскированного стрелка в защитной одежде почти всегда выдает его сверкающий лик. Для ликвидации этого пробела в маскировке лучше всего применять специальный карандаш для затемнения лица или просто уголек. Можно надевать камуфлированную маску, но по собственному опыту знаю, что она мешает обзору и стрельбе. Да и вообще охотник чувствует себя в ней некомфортно. Для затемнения кистей рук я надеваю тонкие кожаные перчатки без пальцев, которые к тому же обеспечивают плотный хват ружья, что особенно важно в жаркую погоду или дождь, когда голые руки мокнут и скользят по дереву ружья.
Для дополнительного привлечения гусей американские охотники размахивают темными флагами или веерами над землей. Очень натурально имитируется сушка крыльев и подсадка новых птиц. Из шалаша особенно не помашешь, а вот полулежа на земле или из ямы должно срабатывать.