Подумалось мне тут на досуге, что если обзор писать не по одной вещи, а по двум схожим, то обзор получится в 2 раза информативнее.
Итак, сегодняшние герои
Йети от российской фирмы Вездеход и Wellington Grenlander 862 EVA от польского производителя Lemigo
Сравнение начинаем с внешнего вида. Как мы видим – сапоги относительно одинаковые высоте, и те и другие на моей ноге примерно 10 см не доходят до коленного сустава.
При этом высота ПВХ сапога у польских сапог выше, наши добивают высоту матерчатым верхом.
Сразу бросается в глаза, насколько низ Йети массивнее, чем низ у Веллингтона
Материал – ПВХ, производители его называют ЭВА (EVA)
Цвет
Зеленый у польских и не пойми какой у наших. По большому счету цвет сапог не важен, мне более приятным кажется зеленый, но … на йети засохшая кровь гораздо меньше видна )))
Подошва
И там и там рифленая, глубины рифления хватает для того, чтобы чувствовать себя довольно уверенно на скользких поверхностях.
Верх
У польских – срез ПВХ, на который загибается чулок
У наших – к ПВХ краю сапога прикреплена полоса из двух слоев плотной ткани (предположительно кордура), вверху которой идет шнурок с фиксатором для утягивания верха сапога
Обратите внимание на то, что концы шнурка не болтаются как попало, а находятся внутри, а шнурок заведен в специально пришитую петельку
Довольно удобно и продуманно, ничего не болтается, такая система встречается на утяжках довольно серьезных фирм по производству спортивной и аутдор- экипировки.
Теперь что касается функциональности верха. Если и в тех и в других сапогах пойти в глубокий снег в целое, то в Веллигтонах снег практически сразу же забивается внутрь чулка, тает там и все внутри промокает. У Йети благодаря затяжке верха этот процесс несколько затруднен, хотя из-за широкого голенища утяжку плотно затянуть на ноге практически не реально. Но все же верх Йети нравится мне гораздо больше. Кстати, размер «входного отверстия» отличается не так уж сильно
Размеры входа на Йети – 18 на 12,5 см, на Веллингтоне – 18 на 12 см. Толщина ПВХ на наших – 7 мм, на польских – 6. Диаметр верха и тех и других сапог позволяет снаружи натянуть на них масхалат или низ моего зимнего комбинезона Монблан Хантер, для полного предотвращения попадания снега внутрь сапога. Еще стоит отметить, что у Йети верх ровный, а у польских – зад ниже, чем перед примерно на 3-4 см
Следует добавить что внешне леминго выглядят аккуратнее, на наших во многих местах есть следы так называемого облоя – остатков литья.
Вес одного польского сапога с чулком - 470 грамм, Йети – 870 грамм, т.е. наши почти в 2 раза тяжелее. Без чулка польские весят 400 грамм, а наши – 550. Т.е. мы видим, насколько чулки в этих сапогах разные по весу. Польские весят 70 грамм, а наши – 290. Конечно же, дотошливый читатель сразу суммирует 550 и 290 и скажет – несытковочка, не выходит 870 грамм в сумме. Да, не выходит, потому что в Йети еще есть стелька. Вот она
Материал – что-то типа плотного фетра, толщина стельки 3 мм, вес - те самые недостающие 30 грамм.
Но чулки отличаются не только по весу
Кроме веса и цвета у них разные материал, толщина и крой
Польские выполнены из какой-то тряпочки толщиной максимум пару миллиметров. У отечественных толщина чулка – не меньше сантиметра.
При этом если чулок Веллингтона выполнен из однородного материала, снаружи он более гладкий, а внутри более мохнатый
То чулок Йети явно имеет более сложную структуру. Снаружи он довольно гладкий
и в нем просматривается какая-то металлизированная нить, а изнутри – какой-то мелкоячеистый материал
Осталось добавить, что йетишный чулок имеет усиление на пятке из тонкого ПВХ
а также – разрез в верхней передней части для облегчения его надевания на нижнюю конечность
Удобство надевания чулок и сапог (проверялось прямо при написании отчета, чтобы получить сравнение)
В принципе, чулки и те и те надеваются достаточно безпроблемно, но йети гораздо удобнее благодаря меньшей высоте, большей толщине и разрезу. Польский надо натягивать руками как настоящий чулок, а в наш – просто засовываешь ногу как в ботинок. Нога в чулке в польский сапог заходит без всяческих проблем, легко и непринужденно, после того как вы обулись – желательно потратить немного времени ,чтобы загнуть верх чулка на сапог ,иначе он может сбиться внутрь сапога ,если его не зафиксировать.
Нога в Йети лезет хуже. Во первых полоска сверху норовит куда-нибудь загнуться и ее необходимо тянуть вверх, желательно двумя руками ,во вторых из-за толстого чулка нога идет туже. После того, как вы обулись – можно затянуть верх, а можно оставить как есть .В любом случае времени на затяжку верха уходит меньше, чем на загибание чулка у поляка.
Теперь рассмотрим вариант засовывания чулка внутрь сапога без ноги. Йети – неудобно, чулок внутри сминается, плохо расправляется рукой. Польский – лучше, но все равно надо расправлять внутри складки.
Надевание сапога, в котором чулок уже внутри. В йети залазит легко, надо только закатывать и придерживать штанину, чтоб не задиралась, складки на чулке, полученные в результате предыдущей операции – легко расправляются сами. Веллингтон - аналогично
Удобство снятия.
Йети снимается даже без помощи рук, просто нажимаем второй ногой на пятку, тянем ногу из сапога и он потихоньку сползает с ноги. При этом, благодаря плотному закреплению в сапоге, носок чаще всего остается внутри сапога, а даже если и вылезет оттуда – без проблем засовывается обратно . Польский – гораздо хуже, чулок тонкий , в буквальном смысле прилипает к ноге и выворачивается из сапога наружу,в результате чего часто можно наблюдать вот такую картину
Если честно – напрягает.
Осталось добавить, что и те и другие сапоги 46 размера, при том, что мой размер для обычной обуви – 43-й.
Теперь, что касается использования тех и других.
Изначально ПВХ сапоги не особо меня заинтересовали. Как и большинство российских охотников, я в межсезонье носил резиновые сапоги с кучей стелек, теплых носков, портянок и прочего, а зимой бахилы с термочулком. И вдруг сначала один мой знакомый, затем второй расхвалили мне свое приобретение – ПВХ сапоги с чулком. Дескать и невесомые, и непромокаемые и теплые до ужаса. В общем перед весенней охотой 5 лет назад я их приобрел. Тут же поехали на охоту и я надел эти сапоги. Вместо восторга испытал разочарование – нога в сапогах потела, чулок моментально отпотевал, из-за сырости нога начинала подмерзать. Снимаешь сапог – чулок сырой, изнутри на сапоге конденсат. А охота в основном состояла в езде по полям на автомобиле в поисках гусиных присад и сидение в окопах при плюсовой температуре. В общем, вернулся домой, забросил их куда-то и примерно год не пользовался. Очередной шанс решил им дать зимой, на загонной охоте. Товарищ ездил в них и хвалил, что очень тепло и комфортно, Хаски отдыхают. Одел сапоги, пока добирались до номера – ноги отпотели, на номере начали мерзнуть. При этом показателем качественной обуви для меня является - подтаивает снег под ногами или нет. Если тает, значит сапоги пропускают тепло и они не подходят для долгого стояния на снеге. В общем, опять эксперимент для меня закончился неудачно. Прошло еще какое-то время, стояла середина весны, в лесу была снежная каша, в которую любая обувь кроме резины промокает, а в резине холодно. И тут я вспомнил про поляков, достал их, доехал до места в ботинках, переоделся, и пошел на тягу. Прошел везде, ноги сухие, а за три часа отпотеть они у меня не успели. Осенью попробовал на вышку – до -5 несколько часов терпят, потом наступает дискомфорт. Хороши в межсезонье на ходовой – грязь, сырость им нипочем, а нога все время в движении и не мерзнет. Ходить в них действительно удобно, легкие, довольно удобная колодка, нога не устает. Так что сейчас сфера применения – осень и весна при температуре около 0 градусов на ходовую и в засидки. Носок сохнет довольно быстро. Оказалось на удивление удобно ездить в них в машине – несмотря на размер и толщину нога хорошо чувствует педаль, ездил на Ниве, уазике и девятке – никаких проблем. Еще из плюсов - можно носить и без чулка, на ноге болтается несильно.
Шло время, а зимой ноги у меня продолжали мерзнуть. Основная обувь – Хаски, была холодной, до -15 еще как-то можно вытерпеть , а ниже – только если непрестанно двигаться. И тут мы придумали ехать в -30 на охоту, причем так предполагалось и ездить на снегоходе целый день и на вышке ночью кабанов караулить. Тут я понял, что в Хасках я просто откину свои конечности. А на форуме уже начали появляться хвалебные отзывы в адрес топтыг, да еще и товарищ прикупил себе Йети и отзывался о них сугубо положительно. Посмотрел на его Йети, впечатлился толщиной чулок, спросил – отпотевает ли нога и холодно ли – 20, получил отрицательные отзывы и заказал в Снасти Киров с доставкой на дом на выбор 2 пары топтыг разного размера и две пары йети. Померял их все, топтыга больше понравилась как на ноге сидит ,а йети – своей толщиной и кондовостью. Все таки – 30, подумалось мне и взял Йетю, все таки они посолиднее выглядят. В итоге – день на снегоходе, лицо под маской замерзло, а ногам хоть бы что. Потом несколько часов на вышке и опять ничего. Вот тут то я понял, в чем сила брат (с) А сила – в йетиных чулках и стельке)) От сапога чулки сырые, сам сапог изнутри влажный, а внутри носка – сухо и тепло, прям памперс какой-то)) Попробовал в них походить – как то противоестественно, нога ставится не на пятку, как обычно, а на всю ступню сразу из-за того, что нога в голеностопе практически не сгибается. А вот на лыжах лучше, там ногу на пятку ставить не надо, ступня находится в нормальном положении. На машине в них ездить, конечно, же невозможно, одной ногой на три педали сразу нажимаешь.
Ну и в заключении один из недостатков всех ПВХ сапог, который меня реально напрягает – их объем и неудобство транспортировки. Если болотники можно скатать и положить в рюкзак, то пвх какого есть объема, такого и есть .И хорошо, если вы едете на машине, бросили их в багажник и все, а так транспортировать их с собой очень неудобно, ни в рюкзак, ни в пакет. В остальном нареканий нет. Извините за приступ графомании )))