Охота и рыбалка в Кировской области

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Место для рекламы
Расширенный поиск  

Новости:

Автор Тема: Обсуждение статьи: Человек и природа (Карельская лайка)  (Прочитано 4053 раз)

Панкор

  • Заинтересовавшийся
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 46
  • Володя, 49 лет, респ. Коми
    • Охота с лайкой

Не нашёл тему куда прилепить... Если что-то нет так, модераторы перенесите куда посчитаете нужным.
Предлагаю обсудить статью, что-то вызывает подозрение достоверность.  :)

"КАРЕЛИЯ" N 120 (1546) за 26 октября 2006 года
ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА

Карельская лайка: история возрождения

За тысячелетия своего существования люди вывели сотни пород собак. Неисчислимы четвероногие друзья человека, служащие ему для целей охотничьих, служебных, охранных, декоративных и просто для детской забавы и взрослой борьбы с одиночеством и гиподинамией. Каждая страна гордится выведенными у себя породами: англичане - бульдогами, шотландцы - колли, немцы - овчарками, китайцы - пекинесами. У нас же есть карельская, а точнее, карело-финская лайка - такая же визитная карточка края, как, скажем, карельская береза.<Желтая болотная собака> крестьян-охотников Русского Севера, Финляндии, Волго-Вятского региона, получившая в XIX веке имя карельской, а в веке XX - карело-финской лайки, - животное в плане охоты замечательное. Самая маленькая из лаек с характерной лисьей острой мордой, с прижатыми ушками и рыже-красной шерстью прекрасно работает и <по перу>, и по зверю, причем не только мелкому (белка, куница, выдра, барсук, норка, бобр), но и по лосю и медведю. Две лайки, применяя волчью тактику, способны остановить и <посадить> до подхода охотника могучего сохатого - пока одна, лая и наскакивая, отвлекает лося спереди, вторая, забегая, рвет ему сухожилия на задних ногах. Три-четыре останавливают медведя, хватая его сзади за <гачи>, или <штаны>. Птица по внешнему виду принимает эту рыжую собаку за лису и не улетает, а <ругается> на нее с ветки на своем птичьем языке, пока охотник не подойдет на выстрел. Пес не побоится вступить в единоборство с волком. И за хозяина эта собака постоит, и за его добро: на охоте ей можно доверить палатку со всем имуществом - умрет, а никого не подпустит.

<Карело-финки> способны при должном воспитании дать прекрасные рабочие результаты (каждый настоящий псовый охотник знает: из элитного щенка может получиться и дворовый пустобрех, и универсальный спец, реализующий в себе все заложенные качества породы, понимающий хозяина даже без команды. И кошка может получиться, и леопард - как воспитаешь). Но вообще собака эта по характеру добродушная и с людьми уживчивая, именно то, что называется <друг>, смотрит живым, почти человеческим карим глазом, только что не разговаривает. Лайку при необходимости охотник может носить в рюкзаке, и в общественном транспорте она занимает мало места. <Карело-финка> - непривередливая <малоежка>, причем ест только то, что хозяин положил в миску, к другим продуктам не притронется.

В отличие от своих европейских собратьев по подвиду, которые с XIX века стали обзаводиться аристократическими родословными, наши <рабоче-крестьянские> карельские лайки, конечно, никаких учетных документов не имели вплоть до 30-х годов, когда в СССР их селекцией стали серьезно заниматься. Прокатившаяся по Карелии война фактически поставила на породе точку. Финские оккупанты, отступая, специально вывозили лучших лаек, остальных пристреливали. С тех пор ветвь карело-финской лайки, или финский шпиц, почти монопольно принадлежит заводчикам Финляндии. Но эта собака несколько отличается по экстерьеру от прежней, <исконной> карельской лайки, которую предстояло воссоздать заново как исчезающий вид, как того же знаменитого беловежского зубра:
Задачу эту поставили перед собой в конце 50-х годов два энтузиаста - петрозаводские охотники-собаководы Константин Патарушин и Борис Рубушков. Дело отца, ушедшего из жизни восемь лет назад, продолжает сейчас сын Бориса Александровича Валерий Борисович, офицер запаса, ветеран горячих точек, вернувшийся несколько лет назад в родной город. Охотник он с раннего детства, отец взял его с собой в лес на плечах, когда ему исполнилось четыре года. Вся эта история возрождения разворачивалась на его глазах и с его непосредственным участием...

<Отец и Патарушин искали немногих сохранившихся карельских лаек по глухим захолустьям. В дебрях Олонецкого района, в деревеньке, где жители вообще не говорили по-русски, папа познакомился и подружился с замечательным охотником-промысловиком по имени Федор. Был он к тому же и пасечником, я до сих пор меда в рот взять не могу, в раннем детстве у него в деревне объелся на всю оставшуюся жизнь. Мужик всю деревню кормил и мясом, и медом. Был у него настоящий кобель карельской лайки, кличку я не упомню. Папа еще с ними в лес ходил, медведя они с этой собакой взяли. И вот с Федором и его лайкой потом случилась такая охотничья история. В пору волчьих свадеб, где-то в феврале-марте, построил он на волков ловушку-<кружало>. Это такая круговая ограда из жердей с дверью-калиткой и живой приманкой - какой-нибудь несчастной дворнягой. Волк толкает мордой калитку, она за ним закрывается, и обратно зверь выйти уже не может:

Вот, значит, идет наш Федор с собакой проверять ловушку и обнаруживает на месте действия целое общество <женихов> с волчицей-<невестой> во главе. Четыре волка из стаи уже попались в <кружало>, еще штук восемь самцов и сама <королева бала> крутятся рядом. Пятью выстрелами из винтовки Федор сумел положить пять волков, после чего завертелась <рукопашная>. Одного зверя взял на нож, в это время кобель схватился с другим и порвал ему горло (у зверовых лаек волчья хватка, молниеносным приемом они способны рвануть прямо за <яблочко>). Занялся третьим, и тут <невеста>, набросившись сзади, как стала кобеля кромсать! Охотник, сам сильно покусанный, заколол волчицу, перевязал своего боевого товарища, закутал в полушубок, сделал из лыж санки, привез домой, наложил на переломанные кости лубки, стал выхаживать - и выходил. На охоту, правда, пес ходить с хозяином уже не мог - стал инвалидом. Вот на этом самом <последнем могиканине> наши карельские лайки, собственно, и закончились.

Отец просил Федора уступить ему кобеля на племя, но тот не отдал: <Он же мне жизнь спас!> Однако, понимая, что человек породу восстанавливает, подарил для благородного дела щенка из последнего помета - <девочку>, которую отец назвал Альмой: Ее повязали с кобелем Константина Патарушина, и от них и началась родословная линия возрождения нашей знаменитой отечественной породы. Во всероссийской родословной книге учета породистых охотничьих собак (ВРКОС) именно эти собаки значатся предками всех бывших, нынешних и будущих <карело-финок>, практически новой породы, которую отец воссоздал:>

Селекционную работу Борис Рубушков вел более сорока лет. Процесс это долгий и требующий большого труда, терпения, средств и огромной, фанатической любви к псовой охоте. Как вспоминает Валерий Борисович, у отца в 60 - 70-е годы перебывало десятка два собак, привозили из районов даже <карелок>, повязанных с волками! Многие у своих бывших хозяев уже только дом сторожили да мышей ловили. Из каждого помета (лайка приносит раз в 9 месяцев 5 - 6 щенков) отбраковывались поочередно из года в год по два лучших кобелька или сучки.
Потом, со временем, пришел результат, пошли и медали. В конце 1972 года Борис Рубушков поехал в Киров, во Всесоюзный НИИ охотничьего собаководства (ВНИИОС), и привез оттуда шестимесячного Сура с кровью финского шпица (все собаки карело-финской породы носят в основном карельские и финские имена, <сур> в переводе означает <огонь>). Повязал со своей Лыской, уже увенчанной к тому времени медалями выставок, лучшей признанной лайкой из карельской линии. Эта супружеская пара за свой собачий век помимо замечательных охотничьих достижений получила на республиканских и зональных выставках и конкурсах кучу титулов, медалей и дипломов, а главное - дала многочисленное и славное потомство в четырнадцати коленах. Лыска выше серебра не поднималась, а Сур был просто <золотой мальчик>, ниже не опускался. Собаки получают титулы чемпионов породы только тогда, когда их потомки имеют полевые дипломы - на боровую дичь, на утку, на барсука - и занесены в книгу учета.

Валерий Борисович вспоминает: <Последней собакой отца, его лучшим достижением, лебединой песней была Белка. На охоту он с ней в последние годы уже не ходил, здоровья не было: Лайка убежала из дому в лес щениться - случилась неплановая, случайная вязка, видимо, с крупным кобелем, большие щенки: Мы долго искали ее и, наконец, нашли, умершую в родах.

Вернувшись в родной город в 2003 году, я сразу пришел в Общество охотников, к председателю Сергею Леккереву, сказал, что сын Рубушкова (все его помнили!), что хочу заниматься породой карело-финских лаек. В обществе кинолог мне помог приобрести щенка с Урала. Эта собака, Сура, у меня погибла - попала под машину. Сейчас у меня молодая лайка Кетту (по-фински <лиса>) от чемпионов породы Пойка (по-фински <мальчик>, владелец Елена Серова) и Алисы (владелец Александр Шитов, Кондопога) и щенок Сур Первый родом с Урала. Кетту - ученица очень толковая, недавно за два дня ходовой охоты взяли с ней четыре боровые птицы - глухаря, тетерева, белую куропатку и ястреба-тетеревятника...>

В последнее время многие, заплатив немалые деньги за щенка какой-нибудь изысканной породы, обрекают бедное животное на роль живой мягкой комнатной игрушки, превращают в один из показателей жизненного успеха наряду с машиной, домом, мебелью и аудиовидеоаппаратурой. Рубушков с товарищами по увлечению придерживается диаметрально противоположной позиции: собака должна работать в соответствии с предназначением. Элитный щенок нынче недешев. Конечно, истинный охотник-фанат никаких денег и трудов не пожалеет - он этим живет, это его страсть. Но, как считает Рубушков, собака должна быть доступна для всех, кто хочет всерьез заниматься культурной охотой (не путать с браконьерством и стрельбой <элитных> гостей с вышек по прикормленному медведю).

Старые мастера должны передавать свой опыт молодым. Кстати, Валерий Борисович, будучи воспитателем подросткового клуба, не раз водил своих ребят в лес на показательные занятия, наставляя молодежь: истинная охота не есть убийство, это состязание человека со зверем, далеко не всегда для него удачное, и в лес настоящий охотник идет, чтобы взять от природы столько дичи, сколько не повредит популяции. Охота не забава, а тяжелая мужская работа, это искусство, древнее, как само человечество. Это умение трепетно читать увлекательную книгу природы. (К слову, Рубушков - автор ряда поэтических сборников, а охота и поэзия в его жизни неразлучны.) Раньше первым наставником начинающему охотнику был его отец. А теперь кто наставит, научит? Нашей республике, по его мнению, нужна специальная школа молодого охотника.

Лучший помощник на охоте - обученная собака. Поэтому, считает Валерий Борисович, именно в Карелии нужно заводить собственный питомник карело-финской лайки. Сейчас по России их все еще очень мало - всего около 90, у нас в Карелии - 40 - 50, да у соседей финских шпицев около 150 (последних, кстати, Рубушков по собственному опыту ни в какое сравнение не ставит с нашими лайками). О них, как истинный знаток и любитель, он не может говорить равнодушно, и история их возрождения для него, как очередная поэма: <Карело-финская лайка - наша гордость, национальное достояние, живое рыжее золото, которое Карелии нужно пестовать, популяризировать и по всему миру продавать за валюту, как продают породистых жеребцов прославленных российских конных заводов. Давайте научимся хранить и ценить то, что нам оставили предки:>"

Сергей ЛАПШОВ
« Последнее редактирование: Июля 09, 2011, 09:14:46 от Solder »
Записан

Кучум

  • Постоянный участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 489

Всего на 63-й Кировской областной выставке охотничьих собак за два дня было выставлено 280 собак.
Из них:
Западносибирские лайки – 119 (кобелей - 57 и сук - 62)
Русско-европейские лайки – 40 (кобелей - 19 и сук - 21)
Карело-финские лайки – 6 (кобелей - 3 и сук - 3)
Восточносибирская лайка – 1

В принципе эти цифры можно считать показателем состояния численности пород охотничьих лаек по Кировской области (ИМХО).
Мне например не очень понятно, почему порода ЗСЛ доминирует над РЕЛ на русской равнине, хотя еще 10 - 15 лет назад все было наоборот.
За карело - финских лаек сказать не могу, возможно нужна более широкая реклама породы, с видео о работе собак по птице (видал на видео, как из под них добывали глухарей). С другой стороны у моего друга - кобель ЗСЛ работает по птице. Здесь похоже дело вкуса...А в Кировской области за РЕЛ обидно...
Записан

KokC

  • Бывалый
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 229

У меня и гончак работает по птице.
И утку с воды подает.
Все зависит от хозяина :)
Записан

Кучум

  • Постоянный участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 489
Re:Обсуждение
« Ответ #3 : Июля 09, 2011, 20:08:55 »

У меня и гончак работает по птице.

Это ж не наш метод ))
Речь  идет о лайках и о карело - финской в частности
Записан

Панкор

  • Заинтересовавшийся
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 46
  • Володя, 49 лет, респ. Коми
    • Охота с лайкой

Карелки, конечно, лаечки достойные. Считается, что именно они являются отменными работниками по боровой птице, и я пожалуй, с этим соглашусь.  ;ay;  Но вернёмся к статье...
Вас ничего в статье не насторожило? А вот это... "Две лайки, применяя волчью тактику, способны остановить и <посадить> до подхода охотника могучего сохатого - пока одна, лая и наскакивая, отвлекает лося спереди, вторая, забегая, рвет ему сухожилия на задних ногах."  :D
И ещё это..."Пятью выстрелами из винтовки Федор сумел положить пять волков, после чего завертелась <рукопашная>. Одного зверя взял на нож, в это время кобель схватился с другим и порвал ему горло (у зверовых лаек волчья хватка, молниеносным приемом они способны рвануть прямо за <яблочко>). " В тоже время автор утверждает..."Лайку при необходимости охотник может носить в рюкзаке, и в общественном транспорте она занимает мало места." Я думаю, каждый из вас представляет габариты и весовые категории волка и карелки.
Ну а это, вообще, бредовые речи, на мой взгляд..."Прокатившаяся по Карелии война фактически поставила на породе точку. Финские оккупанты, отступая, специально вывозили лучших лаек, остальных пристреливали."
 В общем не ясно, автор фантазёр или не совсем здоров на голову. Скорее второе. ИМХО.
Записан

Кучум

  • Постоянный участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 489

Лично волков не отстреливал, но на фотографиях видал особей размером с человека. Владимир, сравнивая волка и карелку по габаритам начинаешь с иронией воспринимать схватку собаки с волком. Может Федор и отменный стрелок, но сценарий боевика в рассказе просматривается. На мой взгляд даже самая смелая и злобная лайка не будет "Рвать лосю сухожилия" - он(а) ведь не дура(к).
Записан

FARNHEM

  • Постоянный участник
  • ****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 317
  • "Свободное владение Фарнхэма" (с)

Держу карелку 3 года, впечатления только положительные. Это друг, компаньон и азартный отважный охотник. Моя неплохо работает по боровой, особенно по глухарю. Один раз взрослого петуха поймала сама, глухарь видимо чуток раслабился,решил уйти от собаки пешком и забрел в ветровал. Прошлым летом перед открытием совместными усилиями "победили" енотку. Собака в лесу нашла, облаяла, тормознула. Я немного помог, прижал голову палкой к земле, собака потрепала, енотка сдался. Принесли в избушку, на следующий день устроили "испытания". Собака сама его хорошо потрепала, енот сдался напрочь. Т.к. Еня в схватке проявил себя "реальным пацаном", парня отпустили. Рванул по дороге быстрее здорового.
Насчет рванья лосиных сухожилий - ну не знаю, сумлеваюсь. Моя облаивала лося, уходила за ним, вернулась через полчаса. Рвать она его точно не будет.
Ну и ожидать, что карелка загрызет медведя\лося\кабана\волка не стоит . А в схватке с взрослым волком у любой лайки шансов нет, автор маненько сфантазировал. ИМХО
« Последнее редактирование: Июля 11, 2011, 14:22:11 от FARNHEM »
Записан

Петровичь

  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3930

Автора статьи пауты накусали-вот он в порыве злости и наваял нетленок...Всё наоборот-в основном Рыжего приходиться защищать,и именно потому,что он отважный.Кстати,носить его в рюкзаке-или пуп развяжеться,или матка выпадет..,или не кормить собаку года полтора-два.С FARNHEMом согласен-и петуха без ружья ловили и енота драли.Своего ещё научил на рябца не дёргаться,пока он на свисток пешком идёт.Просто один в один,тока Рыжий постарше чуть.Можно из карелки и волкодава сделать,но только корелок будешь выкармливать 10-20,чтобы одного волка взять вручную.Ну,может,конечно в том рассказе волк сильно бухой был-свадьба,как никак...
Задача маленькой лайки-найти зверя(птицу)и дать знать охотнику,но мягко,чтобы зверь не свинтил,не испугался,а проявил любопытство.А сухожилия лосям рвать-это уже задача самого охотника,да и то не каждого-тренироваться надо...
Это моё личное мнение,но ориентировать маленького коротколапого братана на когтястых хищников-особо циничная жестокость(самому то слабо!).
Записан
"Петровичь"

Bamse

  • Заинтересовавшийся
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 41

Сам недавно держу КФЛ, несколько лет назад в Омутнинском районе был свидетелем работы КФЛ по лосю- лайка держалась метрах в10-15 от него сбоку и время от времени облаивала его, лось при этом особого внимания на нее не обращал и даже пытался кормиться было это в начале ноября, снег-около 10см.
 КФЛ почему и не берут сельские охотники-снег поглубже охота кончилась.
Записан
 

Страница сгенерирована за 0.041 секунд. Запросов: 24.